- Человек и человечество живет большей частью в трёх пространствах - мирах: автоматизме, когда ты погружен в сиюминутные заботы, в пространстве сна и в пространстве вымысла, - покашливая, рассказывал нервный худощавый мужчина своему собеседнику, сидя на скамейке в очень жаркий день весны.
- В первое пространство ты погружён, когда сетуешь утром на то, что не выспался, днём на деспота-начальника, вечером в магазине на дороговизну всего, по дороге домой досадуешь на тяжёлые пакеты с продуктами, прохудившийся носок и то, что придётся ещё гулять с собакой.
А позже на стерву-жену или дебила-мужа.
В пространстве сна, если Господь к тебе милостив, и ты не страдаешь бессонницей, ты проводишь ночи.
А в пространстве вымысла ты почти всю оставшуюся жизнь. Это может быть просмотр фильма, игра на компьютере, чтение книги, погружение в различные интерпретации политических новостей, по телевизору ли, на ютубе или в Телеграм-канале. Собственно, даже беседы с друзьями погружение в вымышленные миры, поскольку ты обсуждаешь часто других людей, события и происшествия, понимая под истинной реальностью своё восприятие её.
Вопрос о том, существует ли мир истинной реальности и осознанного бытия, наверное, экзистенциональный, поэтому разрешим удовлетворительно для всех и окончательно быть не может.
Буддийские учёные монахи, как они себя называют, немало книг написали о достижении осознанного бытия. И все рассуждения о таковом вроде бы верные. Но достижимо это осознанное бытие, по их мнению, только с помощью особой медитативной практики. И как только к ней приступаешь, часто понимаешь, что она недоступна тебе.
Может быть осознание реальности настолько ужасно, что берегущие нас механизмы восприятия просто не дают этого осознания достичь? И как только мы приближаемся к этому осознанию, то соскальзываем в автоматизм, вымышленный мир или просто начинаем дремать?
Но как, черт возьми, интересно узнать, какова она, эта истинная реальность.
И вот однажды мне удалось, наконец, на секундочку увидеть её, понять и прочувствовать.
- Ну и какова она и дальше что было, - спрашивает собеседник.
- А дальше я очутился здесь, в сумасшедшем доме и думаю, что очень легко отделался, - отвечает тот, закуривает очередную сигарету и щурясь, смотрит на безжалостное солнце, заливающее жаркими лучами коротко подстриженную траву и кусты, клумбы с цветами и высокий бетонный забор с колючей проволокой поверху.
Его взгляд следует за совершенно свободным одиноким облачком, спешащим по своим облачковым делам куда-то на восток, где она, объединившись с себе подобными, прольётся благодатным дождём на пересохшую землю.
И поднимутся травы, и наполнятся пруды и озёра, и выйдут из берегов реки.
И будет ещё один день, и принесёт он новые заботы для живущих и ответы на вопросы, которые лучше не задавать.
Автор: Дмитрий Невелев.