Русская поговорка «подальше положишь, поближе возьмешь» – не работает! Наиболее ценное и важное, спрятанное так, чтобы точно не потерялось, теряется обязательно. Как же, наверное, было хорошо в стародавние времена, когда из имущества у человека имелись только пара шкур, дубинка и камень, чтоб прикрыть вход в пещеру? И захочешь что-нибудь потерять – а нечего. Да и негде.
На днях едва не довёл себя до нервного срыва, разыскивая важный документ. И что характерно: я отлично помню, как он попадался на глаза совсем недавно, когда в нём не было никакой необходимости. Порой кажется, что вещи, едва начинается их поиск, тихо отползают подальше от места, где ещё вчера мозолили хозяину глаза.
Когда первая волна паники схлынула, и я смирился с потерей, вернулась способность к логическому мышлению. Вспомнил, что хотел спрятать документ в книжном шкафу. Куда засунул на самом деле – большой вопрос! Других версий всё равно не было, поэтому полез в шкаф... Между томиком Пушкина и «Психологией для чайников» – нет. Между «Русскими народными сказками» и Рэем Брэдбери – тоже… Понемногу начал закипать, нервно хватаясь за всё подряд. Теперь уже заглядывал не только между обложками, но и перелистывал сами книги. Не могу похвастаться обширной библиотекой, но времени на инвентаризацию ушло прилично. Очередная книга в руках рождала воспоминания... Порой удивляешься буйству фантазии иных авторов. Надо как-нибудь ещё раз перечитать «Кысь»…
Искомая вещь в итоге нашлась. Странно, почему в поисках сберкнижки я не догадался сразу заглянуть в «Финансиста»? Пока сдувал пыль с чужих мыслей, появились собственные. Многим из нас доводилось прятать деньги в книгах. А почему люди доверяют свои сбережения литературе? Когда примерял «Шлем ужаса», в голову пришло несколько объяснений этой традиции.
Начну с самого очевидного. Размеры купюр очень подходят для «схорона» практически в любом переплёте. Опять же, общение с печатным словом всегда приятно. Листая страницы в поисках заначки, порой цепляешься за что-нибудь и начинаешь с упоением глотать текст. Вот сцена на Патриарших, в которой мы впервые знакомимся с Воландом. А вот секрет рецепта «Ханаанского бальзама», раскрытый Веничкой где-то между Электроуглями и сорок третьим километром. Иногда попадётся настолько увлекательная книжка, что забываешь о цели своего визита в шкаф. К тому же, приятно в кругу знакомых небрежно бросить фразу «вчера на сон грядущий «Капитанскую дочку» перелистывал», не уточняя истинных причин, побудивших взять в руки классику. И, наконец, обнаруженная в «Острове сокровищ» позабытая купюра вызывает щенячий восторг, словно откопал заначку капитана Флинта. Важно своевременно отыскать клад, пока дензнаки ещё в ходу… В общем, прятать сбережения в книгах – приятно и полезно во всех отношениях. Пока есть бумажная литература – не зарастёт народная тропа к полкам с книгами!
А как быть грядущим поколениям? Сохранится ли традиция? На смену бумажным изданиям уже даже не идут, а галопом несутся электронные книги. С очевидной выгодой для человечества. Сберегаются леса, бездумно вырубавшиеся столетиями во имя сохранения людских мыслей. Выравниваются осанки школьников, спины которых сегодня безжалостно «сколиозятся» ранцами, доверху набитыми печатным грузом знаний. Плюс ко всему этому – освобождается место в доме. Ведь тысячи книг без труда умещаются в одном гаджете. Но куда наши внуки спрячут деньги.., если, конечно, они у них будут?
Да в те же книги! Как на смену традиционным библиотекам приходят электронные, так же живые деньги вытесняются виртуальными. А спрятать электронные рубли в электронной книге – проще простого. Открываем тысяча двадцать вторую страницу файла с текстом великого Фёдора Михайловича и после слов «Я вас не просил, Аглая Ивановна, – вырвалось у князя» сохраняем номер Яндекс-кошелька. А в конце первой главы романа Виктора Гюго, там, где «…что они хотят сказать этим «Эсмеральда»? Что это за слово?» – размещаем платёжный пароль. Даже если вы потеряете смартфон, или уголовные ценители прекрасного украдут всю вашу библиотеку вместе с планшетом – не проблема! Никому и в голову не придёт искать ваши денежки в «Соборе Парижской Богоматери» или в «Идиоте». Ну, а если вы сами забудете, куда что засунули – перетряхивание уже не поможет. Сколько «читалку» не тряси, ничего из неё не вывалится. Придётся открывать файл, и начинать с первой строки: «В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу…»
Читающему – да воздастся!
Автор: Дмитрий Владимирович Медведев.