Рецепт на все времена

08 ноября 2023
- Федяева Татьяна

Приятельница попросила найти нужное ей фото в моем архиве. Архив - слово значительное и к моим пакетам их ашанов и пятерочек, с наваленными карточками подходит плохо. Но пообещав, надо выполнять. Это затянуло. Снимков полно. О многих хотелось бы рассказать. Ну, например...

...Людмилу Иванову все помнят по Шурочке из "Служебного романа". А ей сыграно множество ролей. Чаще всего - второго плана. Но сейчас даже не об этом.

Дача семьи Ивановой была в Тарусе. А я там жила, выпускала свою газету. На такой крошечной территории подружиться не трудно. Тем более, что Иванова оказалась открытой и очень болеющей за судьбу маленьких городов вообще и Тарусы, в частности. Кого она только не привозила на концерты (чаще всего либо совсем бесплатные, либо благотворительные). Конечно, выступала и сама. Читала стихи. Свои и русских поэтов. Пела свои песни. Их довольно много. Пожалуй, самые известные, это "Приходит время: птицы с юга прилетают... И это время называется весна". Кстати, музыку написал ее муж, доктор наук Валерий Миляев. И пели ее они чаще всего вместе. Прекрасно ее исполняла подруга Ивановой Анна Герман. Не в Тарусе, а на больших сценах. Или вот еще песня, которую наверняка помнят те, кому за 50:
- Только мне все кажется, мне почему-то кажется, что между мною и тобой ниточка завяжется...

Мы познакомились с Людмилой Ивановной в начале девяностых. Когда рушилось все. Заводы, фабрики, НИИ, в том числе, и тот, который возглавлял Миляев. Все объяснялось просто: нет денег. Не обошла эта судьба и театры. С одной стороны, не стало в прежних объемах бюджетного финансирования. С другой - люди перестали ходить на спектакли, потому что сама жизнь превратилась в сплошной спектакль, где собственная драма, лишь изредка комедия и часто - мрачная трагедия.

В театрах начались бесконечные конфликты, о которых то и дело писали журналисты. Кто-то из актеров рванул за океан. Хорошо бы в Голливуд. Чаще - просто выжить. Оставшиеся, как могли, боролись за место под солнцем . Ссорились,мирились, конфликтовали с властью, брались за самый странный репертуар. Театры закрывались, открывались новые, делились надвое, как знаменитый МХАТ.

И только "Современник" удивлял. Ни ссор актеров не выплескивалось на страницы газет. Ни публикаций об их тяжёлой жизни. Гастроли, новые постановки - все, как и прежде. Даже активнее, чем в других театрах.

Иванова была в "Современнике" бессменным профсоюзным лидером. То есть, материальная помощь, ёлки и подарки для детей актеров и гардеробщиков, походы в больницу к тем, кто занедужил, к власти - выхлопотать квартиру или хотя бы комнату для молодого артиста.

Как-то я не выдержала и спросила Людмилу Ивановну, как им удается выстоять, не удивлять зрителя скандалами и разоблачениями. Ответ оказался неожиданным и очень простым:
- Интриги и скандалы в коллективах бывают тогда, когда людям нечем заняться, они не загружены работой. Неважно, в театре ли это, в педагогическом коллективе или в каком-то учреждении. Надо, чтобы любил человек свое дело и отдавался ему целиком. Тогда не до глупостей будет.

- А если не любит?

- Пусть уходит, если есть куда и где он будет востребован. А если не получается, то постарайся все же полюбить ту работу, на которую ты сам пришёл.

...У нас было много встреч, разговоров. Ездили друг к другу в гости. И вместе - к фермерам, когда вдруг познакомилась она со сельхозспец алистом из Бельгии:
- Давайте нашим ребятам поможем...
Мы приезжали к крестьянину целой толпой. С задумчивым иностранцем. Который, ломая язык, говорил что-то о сотрудничестве. Уже потухшие было глаза фермера, столкнувшегося с нехваткой горючки и семян, с бандитами и сложностью взаимоотношений с властью, понемногу загорались. Потом они, конечно, потухнут, но на какое-то время придет надежда и поможет выстоять.

... Ещё Людмила Иванова организовала детский музыкальный театр "Экспромт". Это в Москве. Там же, на Чистых прудах, где "Современник" и где -рядом - её квартира. Ходить ей с раздробленной чашечкой тазобедренного сустава было очень трудно. Несколько лет передвигалась с костылем и палкой. Последние годы - в коляске.
С улыбкой. Со стихами и песнями. С любовью к делу и людям.
И никто бы даже не догадался, что за несколько лет до своей кончины она потеряла единственного на всю жизнь горячо любимого мужа. А незадолго до этого - сына.
Жизнь продолжалась. Тарусе осталась ее песня о маленьком русском городке. И память.

Автор: Татьяна Федяева.

P.S. Вот ссылка на сайт фонда помощи социально-незащищенным людям «Ремесло добра», которым руководит замечательный советский и российский журналист Федяева Татьяна Степановна. Есть желание помочь? Заходите по ссылке, телефон привязан. Проверял…