Генеральный конструктор

31 октября 2023
- Каменев Валерий

Одесса всегда славилась не только музыкантами мирового уровня и отчаянными парнями, но и любознательными очкариками. Не случайно с Одессой связан ряд известнейших «космических» имен. Конструкторов и космонавтов. Пока же мы остановимся на одном из главных соратников Сергея Королева (часть жизни последнего также связана с Одессой) – на ведущем конструкторе в области ракетных двигателей и космической техники Глушко Валентине Петровиче, который родился 2 сентября 1908 г. в Одессе.

Родился Валентин обыкновенным вундеркиндом. Судите сами.

Вместе с учёбой в Реальном училище (IV Профтехшкола «Металл»). Валентин успевал еще на занятия к Петру Столярскому (да, да, именно, к тому Столярскому, который учил вундеркиндов «на Ойстраха») и в астрономическую обсерваторию. Одновременно он руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения. Вёл переписку с самим К.Э. Циолковским! Одновременно с дипломом об окончании Профтехшколы в 1924 году Валентин закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет». В это время публикуются и другие его научно-популярные статьи о космических полетах «Завоевание Землей Луны», «Станция вне Земли» и др.

Конструкторская деятельность Валентина Петровича в области ракетостроения началась после окончания в 1929 году Ленинградского государственного университета, когда он (уже в 21 год!) стал руководителем подразделения знаменитой Газодинамической лаборатории (ГДЛ) по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. В январе 1934 г. В. Глушко переведен в Москву и назначен начальником сектора Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), созданного на базе Газодинамической лаборатории и московской Группы изучения реактивного движения.
 
В марте 1938 г. В. Глушко оказался на Лубянке и был осужден Особым совещанием при НКВД СССР направлен в конструкторскую группу 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. В 1940 г. переведен в Казань на должность главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолетных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В августе 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета досрочно освобожден и в декабре того же года назначен главным конструктором ОКБ-СД (именуемое затем ОКБ-456, впоследствии НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко).

Под его руководством проводились наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. В конце сентября 1946 г. распоряжением Правительства СССР ОКБ-СД во главе с В. Глушко было переведено из Казани в подмосковный г. Химки. Здесь ОКБ взялось за решение важного правительственного задания – воспроизведение ракетного двигателя немецкой ракеты ФАУ-2 под наименованием ЖРД РД-100.
 
10 октября 1948 г. был произведен первый успешный пуск ракеты Р-1 с ЖРД-100. Под руководством В. Глушко продолжились работы по дальнейшим модификациям двигателя РД-100 – РД-101 и РД-103. Одно перечисление названий созданных под руководством В. Глушко ракетных систем займет не один десяток строк. Вместе с тем, что скрывается за каждым наименованием – какой произведён прорыв в науке и технологиях, по достоинству могут оценить лишь избранные.

Специалистам известна история сотрудничества Больших Конструкторов – Сергея Королева и Валентина Глушко. Сотрудничество, протекающее далеко не гладко. Каждый из них отстаивал свои идеи в бескомпромиссной борьбе, на фоне побед и неудач. В этой борьбе и рождалась истина. А порой и не рождалась, поскольку чаще всего были правы оба. Смотря с какой точки зрения смотреть. Проекты двигателей с предлагаемым В. Глушко видом топлива были способны обеспечить более высокий уровень тяги, но были токсичны и более сложными в эксплуатации.

Впервые Сергей Королев и Валентин Глушко встретились в ноябре 1942 казанской «шарашке» (ОКБ-16), куда Королев был доставлен для работы во вновь организованном КБ, в котором ему поручили разработать конструкцию установки двигателя РД-1 на самолет Пе-2. Глушко был назначен главным конструктором ОКБ реактивных двигателей (ОКБ-РД), Королев – его заместителем по реактивной установке. За успешную разработку двигателя РД-1 и конструкции его установки на самолеты в сентябре 1945 г. оба были награждены: Глушко — орденом Трудового Красного Знамени, Королев – орденом «Знак Почета».

За создание первой отечественной ракеты стратегического назначения с ядерным боезарядом Королев и Глушко в 1956 г. были удостоены звания Героя Социалистического труда. Используя задел конструкторских наработок, а также опыт модернизации немецкой ракеты А-4, Королев вместе с Глушко, Пилюгиным, Кузнецовым, Барминым, Рязанским и другими конструкторами ракетной техники создают двухступенчатую межконтинентальную ракету, получившую обозначение Р-7. Летные испытания начались в мае 1957 г., а 4 октября ракета Р-7, выполненная в космическом варианте, вынесла на околоземную орбиту первый рукотворный спутник Земли.

За создание первой в мире космической ракеты Королеву и Глушко в 1957 г. присвоено звание лауреатов Ленинской премии. Созданная на базе Р-7 космическая ракета «Восток» в апреле 1961 г. доставила в космос первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина. Эпохальное событие в истории человечества было высоко оценено: Королев и Глушко в 1961 г. стали дважды Героями Социалистического труда.

Достигнутые успехи основывались на дружной и плодотворной работе коллективов, возглавляемых Королевым, Глушко и другими главными конструкторами. За многие годы достаточно тесного общения у Королева и Глушко бывали стычки как по производственным делам, таки в личных отношениях.

Работники казанского КБ вспоминали, что в тот период Королев, хотя и скрывал это, но болезненно переносил свое подчинение Глушко. В теперешнем положении, когда Королев стал «головным разработчиком», а Глушко поставлял двигатель, являющийся комплектующей ракетной системы, положение изменилось.

Разрыв нормальных творческих отношений между Королевым и Глушко случился в конце 1959 г., в период создания новой боевой ракеты Р-9. В соответствии с правительственным постановлением разработка двигателя для первой ступени ракеты Р-9 велась в ОКБ Глушко, при этом специально оговаривалась высокая преемственность с конструкцией двигателя Р-7.

В августе 1956 г., еще до начала летных испытаний Р-7, он направил Королеву и руководителям ракетостроительной отрасли предложение приступить к началу работ по модернизации проекта Р-7 для увеличения дальности ее полета с 7 – 8 тыс. км. до10–12 тыс. км. Однако ОКБ Глушко не получило заказ на создание новой ракеты, заказ был направлен Кузнецову. Это был разрыв в отношениях не только личных, но и производственных.

Некоторые специалисты, причастные к космосу считают, что, если бы личностные отношения Королева и Глушко сложились более благоприятным образом, то Советский Союз не проиграл бы США гонку за приоритет высадки человека на Луну. Другие наш проигрыш связывают с уходом из жизни Королева (14 января 1966 года). В частности космонавт Леонов, выступая однажды на телевидении, говорил, что у нас было все готово для того, чтобы совершить первый облет Луны раньше американцев, сам же он был определен командиром первого советского лунного экипажа. Мишин, сменивший ушедшего Королева, на реализацию этого проекта не решился.

Напомним, что первый пилотируемый облет Луны совершен американцами на корабле Апполон-8 в конце декабря 68 года, а успешная лунная экспедиция Аполлона-11, высадившего первых людей на Луну, свершилась в июле 1969 года. С этого момента первенство в освоении космоса переходит к американцам. Наши в ответ сокращают все «второстепенные», в частности женские, программы, пытаясь в главных сравниться с американцами.

Однако доминирование в космосе осталось за американцами. Космос стал важным элементом холодной войны, в интересах которой США включили свою экономику на полную мощность. Попытки соревнования в экономике привели к печальным результатам страны Советов не только в космосе.

С мая 1974 по январь 1989 гг. Глушко занимал должность генерального конструктора НПО «Энергия». Под руководством В. Глушко были созданы более пятидесяти образцов ЖРД, используемых на многих боевых и космических ракетах. При его непосредственном участии разработана многоразовая космическая система «Энергия-Буран», первая в мире орбитальная станция «Салют», а также долговременная многомодульная орбитальная станция «Мир».

Он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс». Умер Валентин Петрович Глушко 10 января 1989 г. в Москве.

Глушко Валентину Петровичу присвоено звание «Почетный гражданин» городов Одесса, Калуга, Элиста и др. Бронзовый бюст и мемориальная доска установлены в Одессе.

Автор: Валерий Каменев.

Фотография: Валентин Петрович Глушко.