Интервью с преподавателем из Эфиопии

28 сентября 2023
- Белозеров Олег

Дорогие друзья. Если помните, выкладывал на сайте «Пирогов27» две части книги моего отца, Белозерова Ивана Лукича, о том, как мы жили два года в Эфиопии. Называется она «Эфиопия глазами дальневосточника». Сразу говорю, книга не продается. Берите на сайте бесплатно и читайте, через поисковый запрос она легко находится. Так вот, получил в августе письмо из… Эфиопии. Написал сын одного из преподавателей университета города Бахр-Дар, доктор Херуи. Пишет, искал в интернет информацию об университете, нашел в поиске мою публикацию, перевел и прочитал. Попросил выслать фотографии для музея университета. Фотографии я, конечно, выслал. А в ответ попросил ответить на вопросы для моего блога, своеобразное интервью о системе образования Эфиопии. Аналогичное интервью, проведенное ранее с педагогом из Новой Зеландии, на сайте тоже есть, вот ссылка. Итак, предлагаю вашему вниманию письмо из Эфиопии, которое пришло позавчера, и полученные ответы на вопросы интервью.

Уважаемый доктор Белозёров.

Извините за задержку с ответом на вопросы интервью. Ждал возвращения профессоров с летних каникул, в середине года в северной части страны, включая Бахр-Дар, обострились политические проблемы и правительство отключило интернет. Поэтому я попросил помочь с ответами на вопросы своего друга - инженера Эмро, который преподавал информатику в политехническом институте Бахр-Дара, а также был деканом факультета электротехники и вычислительной техники. Сейчас он проживает в другой стране.

ВОПРОС 1: Скажите, пожалуйста, существует ли в вашем вузе, да и вообще в стране, «культ учителя»? Уважается ли в обществе профессия учителя? Хочет ли молодежь стать учителями? Что можно сказать о среднем возрасте преподавателей? ОТВЕТ: Рост стоимости жизни ухудшает качество жизни многих учителей. Это усиливает стресс и беспокойство, из-за чего учителям бывает трудно сосредоточиться на своей работе. Из-за этого большинство учителей тратят свое время на подработки вместо того, чтобы сосредоточиться на улучшении академической среды, проведении исследований и общественных работах. Учителя не могут поддерживать свой профессиональный внешний вид и устраиваются на работу, не требующую высшего образования. Социальное уважение к учителям снижается в течение многих лет по вышеуказанным причинам, а низкая заработная плата рассматривается сообществом как признак низкой ценности. Преподавание за пределами университетов является наименее предпочтительной работой на рынке, университеты по-прежнему имеют относительно большую привлекательность из-за возможностей, которые они предоставляют для профессионального развития. Однако уровень оттока хороших учителей по-прежнему очень высок из-за миграции за пределы страны в поисках лучших возможностей. У меня нет текущей статистики возраста преподавателей, но могу сказать, что в университете Бахр-Дара много педагогов в возрасте 20+, 30 и 40 лет.

ВОПРОС 2: Занимается ли преподаватель в вузе чем-то помимо своей основной работы? ОТВЕТ: Как я уже упоминал выше, некоторые учителя подрабатывают вне своей профессии. Другие пытаются восполнить свой личный финансовый дефицит, оказывая консультационные услуги, работая над оплачиваемыми исследованиями, проводя больше пар, чем это было бы целесообразно для качественного образовательного процесса.

ВОПРОС 3: Нагрузка преподавателя вуза в России на одну ставку составляет 850-900 часов в год. Чаще всего преподаватель ведет 1,5 ставки. Какова учебная нагрузка учителя в Эфиопии? Педагоги перегружены бюрократической работой? ОТВЕТ: Учитель должен преподавать 12 часов в неделю, а оставшиеся ⅔ времени использовать для подготовки к занятиям и проведении научных исследований. Но из-за нехватки персонала профессора часто преподают более 20 часов в неделю, особенно в инженерных областях. Учителя очень заинтересованы в преподавании дополнительных часов, поскольку им платят за каждый дополнительный час преподавания сверх их нагрузки. Статистику учащихся и преподавателей можно найти на https://bdu.edu.et. К сожалению, в данный момент, я не смог получить доступ к сайту, поскольку в Бахр-Даре интернет заблокирован.

ВОПРОС 4: Что вы можете сказать о своих учениках? Учатся ли они с желанием и интересом? Удаётся ли им найти работу по выбранной профессии сразу после окончания университета? Сколько выпускников готовы продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре? ОТВЕТ: Я читал, что многие лучшие студенты не смогли найти работу даже в области инженерии и информационных технологий, а некоторые решили помочь своей семье в сельском хозяйстве или местной торговле. Студенты не верят, что у них есть хорошие шансы получить работу после окончания учебы. Можно усердно учиться, но так и не достичь своих карьерных целей. По официальным данным правительства выпускные экзамены в университетах по всей стране сдали менее 50% студентов. Программы последипломного образования с течением времени расширяются, но качество программ по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. Получить стипендию для обучения в аспирантуре не всегда легко, поэтому только те студенты, которые могут себе это позволить, присоединяются к программам магистратуры и докторантуры.

ВОПРОС 5: СССР долгое время помогал развитию образования в Эфиопии. Сохраняется ли в настоящее время сотрудничество в сфере образования с Российской Федерацией? Что можно сделать для улучшения взаимодействия между высшими учебными заведениями России и Эфиопии? ОТВЕТ: Наследие СССР до сих пор хорошо осознается в университете Бахр-Дар. Здания и цеха, построенные еще при СССР, функционируют до сих пор. Некоторые важные события, связанные с СССР, задокументированы в университетском музее. Несмотря на то, что преподаватели Университета Бахр-Дар, обучавшиеся в СССР, вышли на пенсию, они все еще живут в городе. В последнее время многие западные и азиатские страны наращивают сотрудничество с Институтом технологий, главным образом в совместных исследованиях, подготовке кадров и обеспечении лабораторными материалами. Однако в последнее время взаимодействие России с университетом практически равно нулю. Я чувствую, что существует множество областей исследований, в которых две страны могут сотрудничать. Эфиопская дешевая рабочая сила и благоприятная среда для исследователей, которым нужна тропическая среда, привлекают многие страны. Миссия университета Бахр-Дар — стать одним из лучших исследовательских университетов в мире. В целом, я думаю, существует большой потенциал для сотрудничества между российскими университетами и Университетом Бахр-Дар. Я надеюсь, что обе страны воспользуются этим потенциалом для совместной работы над важными исследовательскими задачами.

С уважением, доктор Херуи.

Материал подготовлен Олегом Белозеровым.

Рекомендую к прочтению:

Как мы жили в Африке.