Об экологии межличностного взаимодействия

23 июля 2023
- Верин-Галицкий Дмитрий

Слово «экология» уже достаточно давно вышло за рамки своего первоначального смысла и весьма основательно укрепилось в социально-психологической сфере. Экология отношений – это характеристика этих отношений с позиции того, насколько они благоприятны или неблагоприятны для психического состояния тех, кто в них участвует.

Когда мы называем отношения экологичными – значит, имеем в виду то, что эти отношения благоприятны для всех участников этих отношений. Соответственно, неэкологичные отношения являются неблагоприятными, или их еще называют – токсичными.

Давайте теперь посмотрим, что делает наши отношения с другими людьми неэкологичными. Это в первую очередь наличие в межличностном общении большого количества высказываний в форме претензии (язык претензии).

Претензия – это некое мое личное недовольство тем, что другой не оправдал моих ожиданий, сделал что-то такое, что мне не нравится, потому что не вписывается в мои личные представления о жизни.

Казалось бы, ну что тут такого? Ну, если мне что-то не нравится в другом человеке, я же должен как-то ему это обозначать, иначе как он узнает, что я о нём думаю, ну и конечно же, чтобы на основании этой информации, полученной им от меня, он исправился и начал делать так, как мне бы того хотелось. Вроде бы этот довод достаточно простой и логичный.

Но, вот вам лично кто-то предъявил свое недовольство, высказал свою претензию, и вы так сразу быстренько-быстренько перестроились и сделали так, чтобы тот, кто эту претензию вам предъявил, порадовался? Ну, согласитесь, мы же с вами не роботы железные, и даже если эта претензия по делу, и даже если вы эту претензию осознаете и принимаете, то вероятность того, что вам быстренько-быстренько захочется исправиться, скорее всего, невелика.

Вероятно, что в момент предъявления претензии вы, скорее всего, почувствуете какую-то эмоцию, которая вам точно не создаст радостного настроения. Если же вы находитесь в ситуации иерархического подчинения с тем человеком, который вам предъявил претензию, например, он начальник, а вы подчиненный, и вы даже впоследствии предъявленное вам в виде этой претензии исправите, но… согласитесь, осадочек то останется. Останется, останется, уж не сомневайтесь.

Ну, мы же живые люди и что-то чувствуем. Дело в том, что «люди забывают то, что вы им говорили, но никогда не забывают того, что вы заставили их чувствовать» (Стивен Р. Кови). И это совершенно объективный закон нашего взаимодействия с другими людьми (объективный закон жизни), во всяком случае, у большинства из окружающих нас людей именно так все и происходит.

А если вы не находитесь в отношениях «начальник-подчиненный», то вероятность того, что вы предъявленное в виде претензии вам исправите (ну, чтобы порадовать другого) становится минимальной, а то и практически нулевой. Но то, что мы чувствуем в момент предъявления претензий, весьма сильно фиксируется нашей памятью. И постепенно-постепенно, желание общаться с человеком, который постоянно предъявляет вам какие-то претензии, быть с ним в каком-то контакте становится все меньше и меньше.

Всем любви и тепла в отношениях, в том числе и со своими детьми.

Автор: Дмитрий Верин-Галицкий.

Фотография: Дмитрий Верин-Галицкий.

Рекомендации:

Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоурок «Безоценочое и безусловное принятие ребенка».

Телеграм-канал Дмитрия Верин-Галицкого «Для вас, родители / Проект «Рука-в-руке».