О безоценочном и безусловном принятии

18 июля 2023
- Верин-Галицкий Дмитрий

Все (абсолютно все!!!), что и как мы (родители, учителя, взрослые) делаем или говорим в адрес ребенка – это знаки ребенку нашего уважения или неуважения, любви или нелюбви.

Давайте немножко остановимся на таком важной установке экологичной коммуникации как безоценочное и безусловное принятие ребенка.

Ребенок какой есть, такой есть. Вы его принимаете без условий и без оценок. «Я тебя принимаю таким, какой ты есть, я не ставлю тебе условий и не оцениваю тебя как личность».

Безоценочное и безусловное принятие – это знак, который ребенок интуитивно расшифровывает как знак уважения. Установка внешне простая, но насколько она сложна в реализации!!!

Некоторое время назад, в одной из соцсетей мне довелось столкнуться с ложным пониманием феномена принятия у одной из мам. Назовем её Марина.

Марина: «Вчера дочь говорит мне: ты почему в последнее время на меня ругаешься?!

Я такая – «Да?» А правда, почему? Да потому, блин, что, как сирота казанская, ходит без шапки и перчаток, иногда приходит из школы в кроссовках(!). Из-за этого нескончаемый насморк и горло! А еще бесконечные «фудзиямы» на всех вертикальных поверхностях в ее комнате! Чуду 17 лет. Вот что делать?»

Дмитрий Верин-Галицкий: «Марина, ваше время воспитывать уже закончилось, наступило время принимать и «стоять за спиной», т.е. быть поддержкой, быть тем человеком, к которому повзрослевший ребенок может прийти, рассказать о своих проблемах и знать, что его не будут оценивать и воспитывать. Если же в адрес ребенка есть постоянное раздражение, что он не то и не так делает и вообще, не соответствует вашим представлениям о том, каким он должен быть, то разрыв будет только возрастать и за поддержкой к вам ребенок не придет.»

Марина: «Это банально, как раз у нас с этим все Ок, поэтому и она вопрошает, и я реальных шагов, кроме как принятие, я не вижу.»

Дмитрий Верин-Галицкий: «Марина, очень многие родители совершенно искренне считают, что они принимают своих детей такими, какие они есть. Тут, смотрите, фокус вот в чем. То, что родитель считает относительно того, что он ребенка вроде как принимает – это не считается. Важно то, как ребенок воспринимает в вашем с ним общении это принятие. Если взрослый говорит: «Я принимаю своего ребенка», – а в  общении с ним использует критику, упреки и иные формы выражения своего недовольства, то ни о каком принятии и речи быть не может. Его просто нет. Мало думать про принятие, важно это показывать ребенку через знаки, которые мы ему постоянно посылаем. Принятие – это когда в речи родителя отсутствуют упреки, критика и пр., любые другие знаки, которые ребенку сообщают о том, что он какой-то недоделанный и им взрослые постоянно недовольны.» 

Вы можете действительно быть чем-то недовольны, но для сообщения этого своего недовольства речевая форма упрека подходит меньше всего. Здесь более уместна форма «я-высказывания», но в её использовании тоже есть нюансы (внешне может быть «я-высказывание», а в восприятии ребенка будет банальный упрек).

Вы сами написали: «Вчера дочь говорит мне: ты почему в последнее время на меня ругаешься?!» Для меня, как для специалиста в родительско-детской коммуникации – это некий маркер того, что принятия как раз и нет. Кстати, очень хорошо, что ваша дочь вам об этом говорит. Она вам подсказывает, что что-то не так.

Еще один момент, который мне бы хотелось отметить. Проблемы в детско-взрослых отношениях меньше всего связаны с детьми. Как правило, корень проблемы во взрослых, в том, какого качества коммуникацию они выстраивают и часто без помощи специалиста что-то подправить бывает сложно, просто потому что сами себя люди, как правило, не слышат.

Всем любви и тепла в отношениях, в том числе и со своими детьми.

Автор: Дмитрий Верин-Галицкий.

Фотография: Дмитрий Верин-Галицкий.

Рекомендации:

Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоурок «Безоценочое и безусловное принятие ребенка».

Телеграм-канал Дмитрия Верин-Галицкого «Для вас, родители / Проект «Рука-в-руке».