Творчество Александра Махлаева

01 мая 2023
- Белозеров Олег

Дорогие друзья, предлагаю вам открыть для себя разностороннее творчество Александра Викторовича Махлаева. Краткая информация об авторе. Живет в Москве, с отличием окончил исторический факультет МОПИ им. Крупской. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию по политологии. В 1993 году награжден званием «Отличник народного просвещения». Занимался и занимается общественной работой. Председатель правления Фонда социального финансирования. Председатель общественно-политического клуба «Евразийский дискурс».

Сегодня мы поговорим о двух сторонах творчества Александра Махлаева. Первоначально мне в руки попал увлекательный роман «АШРАМ-VIP», затем, поискав в интернет информацию об авторе, я наткнулся на его сайт, рассказывающий о новом традиционализме – идеологическом течении, заслуживающем самого пристального внимания. Начнем с романа, про что он? В каком стиле? Это городское фэнтези, которое читается очень легко, хотя и требует от читателя определенных усилий для философского осмысления. Главный герой – обычный парень Дорофей Веснухин. Сюжетная линия строится от первого лица, лично мне это напомнило чем-то «Сказки для умных» Вадима Шефнера.

Впрочем, у Шефнера мистики, в духе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, не было и близко, все опиралось на технический прогресс. Здесь же, увлечение главного героя йогой, медитациями развивают сюжетную линию совсем в другой плоскости. Роман держит читателя в каком-то приятном напряжении. Обусловлено оно, скорее всего, философскими вставками, полностью соответствующими духу нашего времени и отвечающими на ряд вопросов, которые мы все периодически ставим перед собой. Есть в романе любовная линия, размышления о нашем будущем, об искусственном интеллекте и многом, многом другом.

Имеется в романе реклама произведений Вильгельма Агапитовича Порева, например, «Имитейшн G». Не пытайтесь их найти в интернет, дело в том, что под именем Порева скрывается популярный писатель Виктор Пелевин. Наиболее известные произведения Пелевина это «Genegation «П»» и «Чапаев и Пустота». С одной стороны, роман Александра Махлаева это форма юмористической реконструкции из его произведений, которые представляют собой своеобразный интеллектуальный аттракцион. С другой стороны, роман можно отнести к классической русской литературной традиции с поисками смысла жизни и человеческими сомнениями.

Вторая сторона творчества, которую я бы поставил на первое место – идеологическое течение Новый традиционализм, информацию о котором можно получить на одноимённом сайте. Приведу несколько цитат. «На протяжении всего ХХ века в мире было два подхода в плане разрешения идеологических противоречий в теоретическом плане. Первый подход — жесткое противостояние и стремление утверждения своей идеологии политическим оппонентам любыми, вплоть до военных, способами.

Второй подход — поиск универсальной идеологии, которая бы разрешила все имеющиеся противоречия и привела бы к деидеологизации общества. Практика общественной жизни показала, что ни тот, ни другой подход не реализуем. Несмотря на то, что Советский Союз прекратил свое существование и казалось, что победа либерализма может привести к деидеологизации общества, «Конца идеологии», так же, как и «Конца истории» не произошло. Мир вновь поляризируется по идеологическому признаку, только теперь место СССР в этой поляризации занимает Китайская Народная Республика».

«Такие страны как Китай, Индия, Россия, Иран стремятся активно противостоять натиску неолиберализма, опираясь прежде всего на свои культурно-исторические корни. Сложившаяся ситуация объективно подталкивает их искать возможности для формирования единой идеологической платформы, которая могла бы заключать в себе доминирующий принцип опоры на национальные традиции и культуру». Тема, на самом деле, очень обширная. На мой взгляд, новый традиционализм может помочь заполнить тот идеологический вакуум, который сформировался в нашей стране за последние десятилетия.

Автор: Олег Белозеров.

Фотография: Александр Махлаев.

Рекомендую к прочтению:

Встреча с Александром Махлаевым.