Стоит ли давать милостыню?

12 апреля 2023
- Белозеров Олег

Отдаю себе отчет, что данная тема весьма неоднозначна. В социальных сетях, как определенном срезе общества, можно найти много точек зрения на этот счет, порой, диаметрально противоположных. Появилось желание рассмотреть этот вопрос с позиции религии и эзотерики. Итак, для начала небольшая история. Был я как-то в городе Йошкар-Ола в командировке.

Утром проходил мимо одного из храмов ко мне обратилась женщина с просьбой помочь материально. Вообще, думаю, многие замечали большое количество нищих возле православных храмов. Опять же, в рамках небольшого отклонения от темы, небольшая информация к размышлению, в поселке Николаевка, где мы проживаем, возле храма мы не видели ни одного человека, просящего милостыню. Может это потому, что все люди друг друга знают?

Возвращаясь к просьбе. Я спросил, можно ли ей купить что-нибудь, например, хлеба. Она, с некоторым вызовом в голосе, сказала, что да. Когда я развернулся и пошел в сторону ближайшего ларька, услышал вслед ее слова – «мне белого». Конечно, я купил ей хлеба (белого), но на что обратил внимание в данной ситуации. На то, что, если человек думает, какого цвета хлеб ему есть, назвать его умирающим от голода весьма сложно.

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Итак, с одной стороны, Православие учит, что помогать нужно всем и всегда — «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), т.к. каждый будет держать ответ перед Творцом самостоятельно и ответит за все свои прегрешения: кто-то за то, что не дал, кто-то за то, что попросил без нужды.

«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь». Т.е. не нужно смотреть на внешний достаток просящего. Размер же помощи каждый определяет самостоятельно. Отдать нужно столько, сколько не жалко.

С другой стороны, Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит». Также известны слова святителя Василия Великого: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою».  

И последний очень важный нюанс. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Другими словами, «делай добро и бросай его в воду». Милостыня и помощь ближнему не предполагает отдачи и благодарности. Помог и забыл. Как говорил Преподобный Авва Дорофей «Христос приходит к нам в образе человека; что сделаешь для человека — то сделаешь для Христа». Точка зрения Православия понятна и в дальнейших комментариях не нуждается.

Что говорит по данному вопросу эзотерика. Буду отталкиваться от взглядов двух авторов: Сергей Лазарев и Вадим Зеланд. Не стоит считать их слишком отличающимися по взглядам. На самом деле, что у Лазарева «зацепленность», то у Зеланда «избыточный потенциал важности», а у Некрасова "идеализация". Впрочем, последнего мы сейчас не рассматриваем. Главное, нужно понимать, что все, в конечном счете, говорят об одном и том же.

С позиций эзотерики человек попавший в трудную ситуацию сам в этом виноват. Таким образом высшие силы пытаются его образумить и направить на путь истинный. «Болезнь не дает человеку грешить». Помогая этому человеку мы препятствуем реализации «оздоровительного» процесса, тем самым совершая агрессию против Вселенной.

С данной позиции можно сказать, что человек, который ставит своей целью безусловную помощь всем и вся долго не протянет. С другой стороны, если мы каким-то образом оказались возле нуждающегося, значит сами имеем внутри схожие проблемы, т.к. на «тонком плане», по мнению Сергея Лазарева, человечество представляет собой одно целое.

Часто попадающиеся нищие могут указывать на Вашу нездоровую жертвенность или скрытую гордыню – внутри Вы презираете просящих, считая их лентяями и иждивенцами (что часто, впрочем, и бывает на самом деле). Таким образом, помогая, мы преодолеваем свои «зацепленности», говоря терминологией Сергея Лазарева, и можем стать лучше. Еще и вселенную спасаем от разрушения. Единственный важный вопрос – это объем помощи.

Помогать нужно так, чтобы не развращать душу человека, а подталкивать ее к развитию, чтобы человек мог выкарабкаться из той ситуации, в которую сам себя загнал. Интересная мысль? Помощь должна подталкивать людей к действию. «Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку». В противном случае, с позиций эзотерики, можно перетянуть его проблемы на себя и своих близких. Как в сообщающихся сосудах.

Вадим Зеланд пишет – «Нужно помогать тем, кто нуждается в вашей помощи. Но делать это нужно отстраненно, не проникаясь чувствами и не мучая себя переживаниями. Ваши чувства могут только повредить. И потом, помощь следует оказывать только тем, кто просит об этом». Еще одно его интересное высказывание – «Если у вас внезапно проснулось сочувствие к конкретной бедной больной старушке – это сострадание.

Но если не можете пройти спокойно, без внутренних терзаний, мимо любого нищего, значит, не сострадание это вовсе, а чувство обязанности». Вадим Зеланд подводит людей к ощущению внутренней свободы – «…когда вы свободны, можете себе позволить сочувствовать и сопереживать.». Помощь с его позиции – это не обязанность, а право. Помогая, очень важно не создавать «избыточный потенциал важности», который, говоря языком его терминологии, всегда «гасится ветром равновесных сил».

Другими словами, помогать нужно в меру. В противном случае вступает в действие пословица «Не делай добра, не пожнешь зла». Думаю, взгляд эзотерики на помощь ближнему я так же раскрыл. Кроме того, полагаю, стало вполне ясно, что эзотерика, по большому счету, представляет собой вольный пересказ отдельных моментов … Библии. В интерпретации авторов, разумеется.

*     *     *

В качестве выводов хотелось бы сказать следующее. Чаще всего, когда у нас просят милостыню, мы просто не хотим заморачиваться, что конкретно нужно просящему: покушать или напиться (и я говорю не про воду). Проще дать денег и пойти дальше своей дорогой. Наверное, это не совсем верно. У человека нужно выяснить, что он конкретно хочет. Затем можно предложить свою посильную помощь (далеко не всегда материальную) в том объеме, который не будет слишком обременителен. Например, можно предложить купить ему еды или просто хлеба. Вы сильно удивитесь, увидев, что многим нищим такой вариант не очень понравится?! Вот и ответ на вопрос совести: помогать или не помогать? Помогать, но так, как Вы считаете нужным, чтобы не развращать человека, а подталкивать его к развитию. В этом смысле помощь можно рассматривать как стимул и возможность. Кусок хлеба не решит всех его проблем, но даст ему возможность не умереть с голоду еще один день и изыскать-таки в себе силы, чтобы выйти из кризиса. Ну и не следует ждать отдачи – помог и забыл. А если предложенная Вами помощь не устраивает, то не так она и требовалась. Нищенство в больших городах давно превратилось в прибыльный бизнес, поэтому давайте учиться различать «истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности», чтобы помогать тем, кому это действительно нужно.

Автор: Олег Белозеров.

Фотография с сайта OIR.MOBI.