Прыжки через козла

11 апреля 2023
- Нефедова Лариса

С Ларисой Николаевной Нефедовой, известной у нас в стране, как судья из проекта «Суд присяжных» на канале НТВ, я познакомился в одной из социальных сетей, название которой сейчас стараются не употреблять. Очень понравились рассказы, спросил разрешения опубликовать. С огромным удовольствием предлагаю вашему вниманию рассказ Ларисы Нефедовой «Прыжки через козла», в котором описывается ситуация из детства – уроки физической культуры.

«Я ненавидела школьные уроки физкультуры. Все эти, воняющие потом и грязными носками раздевалки, эти гулкие, холодные спортивные залы, необходимость зимой тащить в школу лыжи, а потом со взмыленной красной мордой, сидеть, ничего не соображая на уроках… Эти унизительные подробности подростковой довочковой физиологии, о которых необходимо было сообщать учителю, наглому тупому мужику, с тем, чтобы в иные дни быть освобожденными от урока физкультуры.

Позднее, пришедшая ему на смену тётка-училка, требовала от девочек объяснений на эту тему в зале, прямо перед строем ржущих одноклассников, и всякий раз громко возмущалась на тему: вот же, недавно было, и что? опять? Девочки страдали молча. Таково было время. Нас готовили быть готовыми. К спорту. К труду. И к обороне. Терпеть. Превозмогать. Бороться. И не сдаваться. Нормы ГТО, волейбол и баскетбол, лыжи и кроссы. Брусья и бревно, канаты и шведские стенки…

Выше. Дальше. Сильнее. Выше у меня быть не получалось, в общем строю я, обычно стояла последней. Ну, или предпоследней. Помимо маленького роста присутствовала некая упитанность и нежелание принимать участие во всех этих бешеных, с красной мордой, гонках наперегонки, и эстафетах. Плюс ко всему, я занималась йогой, уже тогда, в те поры, когда подавляющее большинство о ней и слыхом не слыхивало. У нас дома, уж не знаю откуда, появилась книга, перепечатка на пишущей машинке, про йогу.

Чей-то перевод, довольно обширный и подробный, с описанием дыхания, асан, с рассказом о пране и прочих йоговских ухищрениях. И эта размеренная плавность, умение прислушиваться к себе, к миру, наблюдение за ним, осознанное дыхание, осознанное существование, были мне как-то ближе, чем безумное и бездумное скакание наперегонки, с последующим колотьем в боку. Но, возвратимся к урокам физической культуры, которые были ненавидимы мною не только по причине своеобразного взгляда на мир, но и по причине упитанности тоже, да.

В младших классах присутствовала некая упитанность. И препятствовала. Однако, похудение в более позднем возрасте, в старших классах, ничего не поменяло. Страх, обычный страх сорваться и убиться, сковывал мои члены, и залезть по канату, в отличие от одноклассников, легко взбиравшихся под потолок спортзала, я могла только на высоту сантиметров двадцати. То есть, встать ногами на лохматый конец каната и, уцепившись трясущимися руками за канат, тихо повисеть на нем, печально покачиваясь на ветру, и глядя задумчиво в потолок… Под язвительные комментарии учителя и дружное ржание одноклассников…

Скакание на брусьях, бревно, прыжки через планку — всё это было, но только в мыслях, в мечтах. Я боялась, уныло взирая на все перечисленные снаряды издалека… Прыжки через козла у меня тоже не задались, несмотря на то, что меня стыдили, позорили, лично уделяли мне внимание, стараясь обучить этому, важнейшему из искусств и умений, навыку. Учительница выстраивала весь класс по линейке, ставила козла, приносила специальную штуку, до сих пор не знаю ее названия, и заставляла меня преодолевать в прыжке козлиную тушку, опираясь об нее руками, широко раскинув ноги в прыжке…

Она демонстрировала мне это умение лично. Заставляла одноклассниц прыгать через козла, и они весело сигали через него, не задумываясь, легко, широко раскидывая красивые длинные ноги в полёте… Я же уныло вставала наизготовку, поднималась на носочки, бежала, добегала до того предмета, об который надо было отталкиваться ногами и взлетать высоко над козлом, и… Страх останавливал меня. Но, пуще страха меня тормозило недоумение. Я искренне не понимала: зачем.

Зачем мне нужно непременно прыгать через этого чертового козла, когда в мире есть столько интересных занятий и помимо этого)). В итоге, я, либо стукалась об козла пузом, и тормозила перед ним, либо зависала на нем под традиционное уже ржание одноклассников… Через козлов я прыгать так и не научилась))))) … сейчас мне хочется думать, что тетенька-учительница физкультуры хотела нам добра.

Она, наверное, уже знала, что в жизни всегда есть место подвигу козлам, и девочкам нужно с детства научиться преодолевать козлов и козлиные препятствия, перелетая через них легко, не задумываясь, отталкивая от себя козлов красивыми длинными руками, смеясь, и красиво раскинув в стороны красивые длинные ноги…».

Текст и фотография Ларисы Нефедовой.