Недавно к нам приехал мужик. Ну, как приехал, — привезли. Потому что сам попросился. Сказал, что посмотрит и, если понравится, то останется. А живёт он, на минуточку, давным-давно в ЦСА. То есть в центре социальной адаптации для бездомных. Живёт давно. Здоровье так себе. Если не сказать хуже. Скоро заканчивается договор, по которому имеет право на проживание. Так что надо срочно определяться. Он внутренне для себя уже давно решил, что женится на москвичке с квартирой. Таким образом все проблемы отпадут.
И только потому, что такой москвички на горизонте нет (он верит, что где-то такая его непременно ждёт, мужиков-то мало!), то и отправился к нам. У нас его провели по всему хозяйству, все показали, ничего не скрыли. Он через полчаса заявил, что хочет из этого бардака скорее уехать. Мужики возмутились: где ты видишь бардак? Куры, козы, свинья и даже все люди сыты, обуты и одеты, а то, что инструменты в огороде разбросаны, так это рабочий беспорядок.
В ответ они услышали: бардак в том, что у вас нет руководителя в доме, который за все бы отвечал, контролировал, давал задания, платил за работу. Мужики тут же позвонили и сказали мне, что не хотят, чтобы такой человек оставался: «Приехал тут, ревизор! Подавай ему руководителя! А самому пятьдесят!». Мужик уехал сам. … А ведь все совсем не так просто. Большинство людей, неважно, с жильём они или без, с работой или в ее отсутствие, ждут руководителя.
Который будет за них отвечать, будет контролировать, говорить, когда сменить белье, куда идти на работу, защищать нарушенные права и т.д. В самом начале работы нашего приюта мы тоже решили было пойти по такому пути. Вскоре поняли, что он тупиковый. Мы же хотим, чтобы люди привыкли отвечать за себя сами? Чтобы потом, когда сделают все документы, немного встанут на ноги, смогли бы жить самостоятельно? Но если мышцы не тренировать, то они атрофируются.
И главная мышца: совесть — в первую очередь. Сейчас у нас не так много народа. У всех свои обязанности. Которые, кстати, распределяют тоже сами. В финансовом отношении очень трудно. Одни только коммуналка и корм для животных ежемесячно съедают под 10 т.р. А из официальных заработков в «общаке» на месяц остаётся только 9 т.р. Примерно 2 т.р.получаем от продажи молока, яиц, грибов. Иногда помогаем соседям. То кусты обрезать, то траву покосить. Это тоже деньги. Небольшие, конечно.
Одеждой, обувью и продуктами помогают отдельные благотворительные фонды и хорошие люди. Но у нас все же есть установка на то, что надо думать, как дальше самим вписаться в самостоятельную жизнь. Это неимоверно трудно даже во всех смыслах благополучному человеку, а уж тем, кто крепко оступился, и вовсе. Но жить надо. Значит, надо думать. И научиться отвечать не только за себя, но и за тех, кто рядом. И только тогда все образуется!
…Надеемся, что сейчас, когда наша Белка (это случилось вчера) родила сразу двух козлят, мы получили хороший знак: стадо прибывает, уже семь коз! А знаете, какая радость, когда видишь, что твой труд приносит пользу и тебе и товарищу? Варим варенье, собираемся консервировать помидоры. Зреют груша, облепиха, яблоки и терн. Скоро начнем копать картошку. Так хочется верить, что жизнь наладится…
Текст и фотография Татьяны Федяевой.
Федяева Татьяна Степановна — советский и российский журналист, автор и ведущий радиопрограмм «Российская провинция» и «Народный интерес», председатель Гильдии журналистов, пишущих о местном самоуправлении (Россия), советник председателя Союза журналистов России, председатель Общественного попечительского совета Дома трудолюбия «Ной» и т.д. Есть желание помочь? Вот ссылка на сайт фонда помощи социально-незащищенным людям «Ремесло добра», которым руководит Татьяна Степановна, телефон привязан.