Не все знают, что к 70-летию освобождения немецкого лагеря «Освенцим» («Аушвитц») был рассекречен ряд документов. Особое место в этом ряду занимает «Информационный бюллетень №389» от 9.03.1945 г., подготовленный 7-м отделом Политического управления первого украинского фронта. Очень впечатлительным людям данную заметку лучше не читать.
В отчете пишется, что лагерь начал создаваться летом 1940 года на базе военных казарм. В июне 1940 года в лагерь прибыла первая партия уголовных преступников, собранных по различным немецким тюрьмам. Прибыли так же эсесовцы и администрация. 14.06.1940 в «Освенцим» привезли первую партию заключенных – 730 арестованных поляков. К концу 1940 года количество заключенных достигло 7000 человек.
Своему названию лагерь обязан городу Освенцим, расположенному в 80 км. западнее Кракова на реке Соло. Лагерь на самом деле состоял из нескольких отдельно стоящих лагерей: Освенцим, Бжезинка, Мановице. Каждый лагерь был опутан густой сетью проволочных заборов, находящихся под высоким напряжением, и сетью сторожевых будок, на которых находились эсесовцы с пулеметами. Официально лагерь назывался «Концентрационный и для военнопленных лагерь». Над главными воротами лагеря сделана надпись: «Работа делает человека свободным».
Заключенный поляк Яков Баначик рассказывал, что всех прибывших в лагерь делили на 4 группы: молодые женщины, молодые мужчины, старики, слабые (в основном – женщины с детьми). Женщины с детьми, слабые и старики немедленно отправлялись в крематорий, остальные шли пешком в лагерь – в среднем таких было 5-10%. Затем заключенных раздевали и клеймили – номер заключенного наносился на левую руку в виде татуировки.
После этой процедуры проводилось массовое избиение заключенных, с целью выделить из них наиболее слабых. Слабых направляли в лагерь «А», в котором содержались люди перед отправкой в газовую камеру. Остальные направлялись в лагерь «Б», так называемый рабочий лагерь. «Капо», т.е. надсмотрщики и эсэсовцы регулярно устраивали избиения заключенных. Подъем в 4 часа утра. При выходе на работу и по возвращению оркестр из числа заключенных играл марш.
За каждого убитого эсэсовец получал 60 марок, что способствовало регулярным убийствам провинившихся. В каждом блоке ежедневно выбывало 10-15%. Убитых или умерших на работе несли в барак. Заключенный получали в день 300 грамм хлеба, 1 литр супа из брюквы и нечищеного плохого картофеля, 1 литр напитка, называемого кофе.
Эсэсовец оберштурмфюрер Гофман говорил, что заключенные, которые живут более 3-х месяцев, являются преступниками, т.к. обкрадывают других заключенных. Вот такая железная логика… Заключенная Тина Левина рассказывает, что у 95% женщин были обморожены руки, ноги или уши. По каждому поводу женщин били наравне с мужчинами. «Капо» часто насиловали женщин. Делалось это и перед отправкой в печь. После акта насилия женщинам простреливали груди.
Существовала в лагере «Зондеркомандо», т.е. специальная команда из заключенных, в количестве 400 человек, которая обслуживала крематорий. Отказавшихся от этой работы расстреливали. Доктор Блох Зигмунд рассказывает о зверствах нацистов следующее. Унтершарфюрер Молл забавлялся тем, что бросал в огонь живых детей и женщин, а также упражнялся в стрельбе по живым целям. У некоторых заключенных он отстреливал половые органы.
В 1944 году был период, когда заключенных убивали не газом, а уколами фенола (карбоновая кислота). Укол производился прямо в сердце, жертва умирала через 1-2 минуты. Практиковались и обычные расстрелы. Эссесовец Пэйн лично расстреливал до 200 человек в день. Эссесовец Альберт Гемерле слыл специалистом «двойного удара». Он одним ударом сбивал человека с ног и наносил второй удар каблуком прямо в сердце.
Человек, как правило, умирал. Занимались эсэсовцы и псевдонаучными экспериментами. Собирали горбунов и других калек. На заключенных испытывали действие вливаний мочи, бензина, керосина и т.д. Профессор Клауберт вырезал у девушек и женщин часть матки для проведения испытаний с раковыми клетками. Бывшая заключенная Мария Каплан, у которой забрали детей для экспериментов, с ужасом увидела, что их лишили зрения и они ходят по бараку с вытянутыми вперед ручками.
Ряд мальчиков от 9 до 14 лет в рамках экспериментов подвергался кастрации. О количестве сожженных в печах существуют следующие расчеты: за сутки один крематорий мог сжигать 2592 трупа. Крематориев было как минимум четыре. Всего в Освенциме могло быть уничтожено 5-6 млн. чел. На сайте лагеря Аушвиц погибшими числится 1.2 млн чел, из СССР около 15 тысяч человек. Цифры в любом случае страшные! Д-р Мергель на вопрос о наличии совести отвечал так: «Моя совесть – это Адольф Гитлер».
В заключении очень хочется сказать, что писать данную заметку было просто страшно. Страшно и очень больно. Безумно жаль наших земляков, погибших от рук фашистских палачей. Да и не только земляков. В лагере были уничтожены люди из разных стран: Польши, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Люксембурга, Румынии, Венгрии, Италии и др. Очень неприятно, что, несмотря на все эти зверства, до сих пор находятся люди, поддерживающие нацизм.
А еще неприятнее, когда целые страны с легкостью берутся переписывать мировую историю в угоду определенным политическим западным течениям. Помните, что сказала Сара Вагенкнехт, будучи представителем Левой партии в бундестаге Германии? Она сказала: «Поляки! Вы забыли, кто вам печи в Освенциме выключил? Или вы, вписываясь за украинских нацистов, ищете того, кто бы вам напомнил, как они действуют?». Что же тут добавить, «останавливающий идущего к пропасти подобен слепцу».
Фотография belta.by: Советский офицер медицинской службы осматривает освобожденных узников концлагеря Освенцим. Истощенный выживший узник — инженер Рудольф Шерм (Rudolf Scherm) из Вены.
Автор: Олег Белозеров.