Через сайт Авито.ру познакомился с очень интересным человеком — Аркадием Григорьевичем Дудковым. Аркадий Григорьевич—инженер-акустик, 1938 года рождения, в 1962 году окончил Ленинградский Электротехнический институт, был на практике в Институте радиовещательного приёма и акустики им. А.С. Попова, где его поразило множество иностранной звуковоспроизводящей аппаратуры высокого для тех лет класса и множество импортных пластинок, в том числе его любимой Дорис Дэй.
Вся трудовая деятельность была связана с институтом «Океанприбор» по разработке гидрофонов и других приборов для ВМФ. Аркадий Григорьевич рассказал поучительную историю про одну свою командировку на Кольский полуостров, где находится база Северного флота. Он привез туда свой прибор для испытаний, который установили на подводную лодку. Спустя месяц, как лодка всплыла он поинтересовался как показал себя в работе его прибор.
Ответ был, что военные его даже не включали. Отчасти поэтому последующая деятельность его была связана с отделом по выпуску товаров народного потребления, под руководством Аллы Каляевой. Как технолог Аркадий Григорьевич принимал участие в создании усилителя Бриг, проигрывателей Корвет и головок звукоснимателя Корвет гзм-008, 018, 028, имеет патенты на изобретения.
Я не имею технического образования, но всегда интересовался техникой. В моей коллекции есть усилитель Бриг-001, первой версии и проигрыватель Корвет-003-стерео, а также автомобильный усилитель Корвет 50у-001Са, и акустика, поэтому мне было интересно расспросить живого свидетеля создания отечественного HI-Endа некоторые вещи, которые меня интересовали.
Во время первого знакомства по телефону мы пообщались с Аркадием Григорьевичем около часа и договорились о встрече у него дома после встречи нового 2020 года, куда я и приехал за покупкой новой передней панели из титана к усилителю Бриг. Ранние Бриги были именно с тяжеленными титановыми панелями, обработанными корчеткой. Живет он на Метро Академическая в районе ФРГ (Фешенебельный район Гражданки), в отличие от ГДР (гораздо далее ручья—Муринского ручья).
Однокомнатная квартирка в кооперативном доме, уставленная разными приборами для электротехнического творчества. Дети живут отдельно, но довольно часто его навещают. Хозяин меня поприветствовал и предложил раздеться и показал товар. Я расплатился и сказал, что хочу позадавать ему вопросы. Я прихватил с собой мини-мафины, в надежде, что он нальет мне чая. В ответ 82-х летний хозяин предложил мне обмыть покупку и выпить с ним чистый Абсент.
Мы с ним покурили и разговор завязался. Сразу скажу, что легендарного конструктора, меломана и знатока звукозаписи Анатолия Марковича Лихницкого Аркадий Григорьевич по работе не знал, точнее знал, что такой есть в отделе конструкторов, но лично по работе не пересекался. Вскоре, как он говорит, Лихницкий вообще ушел с этой работы. Однако внешний вид, как изготовить детали корпуса усилителя Бриг, его переднюю панель — это как раз то, чем занимался технолог Дудков.
Среди коллег, кто занимался конструированием и изготовлением головок корвет были Ю. Н. Сумачев, Г. С. Суворов, С. П. Чуфистов. Рассказы про создание головок гзм-008, 018, 028 — это конек Аркадия Григорьевича, говорить он про них может бесконечно, и я могу путаться с в терминах, но попытаюсь частично рассказать, что я выяснил во время короткой беседы про эти изделия от первого лица. Меня поразило то, что вся сборка головок и вставок с иглодержателем проводились вручную.
Сборка была в помещениях завода Водтрансприбор. Когда нужно было сделать план, то люди запасались матрасами и ночевали на работе. В иглодержатель вставлялись иглы «какие привезут», в основном японские Агура с заточкой Шибата. Под самой алмазной иглой была какая-то стальная квадратная пластина-подложка 0,3мм толщиной с выборкой с двух сторон фрезой. Монтаж игл на иглодержатель велся под микроскопом вручную. На сборке было задействовано около 60ти человек.
Многие работники, отработав на таком производстве быстро теряли зрение. Иглу брали шилом, выравнивали на иглодержателе, ориентируясь на грани заточки и приклеивали на капельку эпоксидной смолы, которую также брали шилом. Это очень тонкая работа и поначалу, чтобы не потерять иглу Аркадий Григорьевич накрывал стол белым ватманом с загнутыми краями, но часто, при ошибочном движении рук и это не помогало, и игла могла ускакать на пол.
Аркадий Григорьевич экспериментировал с клеем, так как руководством была поставлена задача, чтобы клей мог выдержать температуру до 600 градусов по Цельсию. В результате стали использовать чистую эпоксидную смолу ПД20 и отвердитель полиэтилендиамид. Сам иглодержатель был бериллиевый (стратегическое сырье), сходящийся на конус к расплюснутой части, где было отверстие под иглу. Чтобы получился конус иглы круглые сутки травились в кислоте (какой именно собеседник не помнит).
Флюс для пайки покупали на заводе Равенство (судостроение). В производстве головки использовали припой пос-41 (я такого припоя не знаю, возможно, ошибка?!). Отверстие 0,15мм под иглу в бериллиевом иглодержателе, а также в циркониевом магните прожигали электроэрозионным способом. Магнит также приклеивался с обратной стороны иглодержателя на ту же эпоксидку, после того, как на него одевалась резинка-демпфер (элемент гибкости), изготовленная по форме латунного кожуха.
В латунном кожухе иглодержатель фиксировался капроновой ниточкой от дамских чулок, которая фиксировалась на нем в определенной точке. Далее латунь завальцовывалась. В креплении вроде, судя из разговора, также использовалась эпоксидка, так что конструкция получалась неразборной. После выпуска головки гзм-008 со сплошным магнитопроводом из 0,3мм пермаллоя перед конструкторами и технологами начальством и А. Каляевой была поставлена задача добиться от головки частоту 25000 Гц.
Стали экспериментировать с резинкой на иглодержателе и сделали слоеный магнитопровод в самой головке, последнее поспособствовало расширению высоких частот. Я спросил какую головку Аркадий Григорьевич считает лучшей из того, что они тогда произвели и он ответил, что это была ГЗМ-028. Лично на мой слух мне больше нравится гзм-008, но это чисто мои впечатления от общения с этими головками.
Вот в общем-то и все, что мне удалось узнать во время этого короткого разговора, перемежаемого разговорами на разные темы, на тему города, Блокады, он житель блокадного города, эвакуироваться они не успели. Аркадий Григорьевич рассказал, что у соседей по садоводству в Пупышево, где в 80-е годы давались дачи работникам предприятия ему удалось удачно купить электрофон Корвет Эф-248с, что разрабатывался на их предприятии. Он его отреставрировал и слушает иногда.
Вот так иногда общение через электронный магазин Авито приводит к знакомству с интересными современниками, людьми активными, изобретательными и общительными. Пожелаем Аркадию Григорьевичу здоровья и долгих активных лет жизни.
Автор: Евгений Иванов.
Фотография: Евгений Иванов.